О противопоставлении project-ов и product-ов на примере бабушек

© Иван Селиховкин
https://www.facebook.com/ivan.selikhovkin/posts/10207032631638700

Давешнее. Давайте объясню что думаю о противопоставлении project-ов и product-ов на примере бабушек?

У вас есть ребенок. Его надо регулярно укладывать спать. Ваша задача — чтобы он научился это делать самостоятельно (в идеале — оказался в кроватке, похлопал глазками и задремал).
А у ребенка — бабушка. Любящая и самоотверженная. Она помогает.
Вы решаете делегировать одно или два “укладывания” — ей.

Когда укладываете вы — готовы и повозиться, чтобы привить нужные привычки (не укачивать на руках, например). Немного громких протестов — приемлемо, важно чтобы через пол года его можно было оставить засыпать в детской одного.

Когда бабушка — иначе. У нее на первом месте — лишь бы малыш не рыдал (она его любит, она не так уж много проводит с ним времени, поэтому укачивать на руках — лично ей не особо и трудно). Кроме того бабушка — боится, что если дитя будет часто плакать в ее “дежурство” вы перестанете ей доверять.

В итоге из 6-7 укладываний — одно или два за бабушкой, которая подхватывает, баюкает малыша на каждый всхлип. Ребенок существо смышленое — быстро привыкает и скоро на меньшее уже не согласен.

Если представить, что я говорил о бизнесе, то бабушка — это project manager. Мотивированный, добросовестный, и по формальным результатам у нее все не плохо (ребенок засыпает быстро). Но она делает не то что надо. Цели разные, своих бабушка достигает, вашим отчасти противоречит.

В бизнесе такая история очень типична. Причем не стоит испытывать иллюзии, что в отличие от бабушки наемных менеджеров можно легко поменять, подобрав в итоге нужных (время дорого, адекватных людей на рынке мало, распознать супер-менеджера сложно). К тому же в нашем примере — бабушка вполне адекватная.

Лет десять назад “лекарством” являлись KPI. Бабушке нужно было объяснить, что важно не укладывать быстро, а укладывать + не брать на ручки + не петь колыбельную (и растолковать почему это важно — ведь через год малыш станет неподъемным, а на колыбельные уже голоса не хватит). Работодатели объясняли “бабушкам” (рисовали сбалансированные показатели на уровне стратегии, спускали ниже, привязывали к выплате бонусов). Но менеджеры работали все равно по-своему (только теперь у них было одной заботой больше — скрыть как именно они “баюкают малыша”). Несовпадение целей одними только KPI-ми не лечится.

Сейчас распространена уверенность — project не нужен, заведем product-a.

И появляется бабушка-product manager. Ее ответственность не ближайший результат (уложить ребенка) а долгосрочный (обеспечить чтобы через пол года он спал сам). Или в случае с уроками — не проверять домашку, а обеспечить, чтобы он научился сам получать знания, поступил в ВУЗ и в конечном счете нашел работу мечты (своей мечты, не вашей).

И формально все правильно. Ведь важно не когда малыш заснул, а чтобы вырос здоровым, не выполнил ли домашку, а сможет ли при помощи знаний постоять за себя, найти работу, быть счастлив.

Вот только бабушке от этого не легче. Вы только что делегировали ей ответственность за мало понятный результат. Не каждая бабушка доживет (хотя дай ей бог здоровья) до выхода внука на работу (равно как и не каждый product в вашей компании дождется снискания своим детищем коммерческого успеха). Бабушке, порой, не ясно как измерять промежуточные успехи (сегодня внук делал домашку лучше, завтра хуже, а потом снова хорошо; из школы принес то двойку то пятерку — это что вообще значит, он приблизился к работе мечты или нет?)

Возможно, вы это понимаете четче (ясно, что в общем случае дело не в оценках, а в способности учиться, в заряженности, в опыте, а главное желании и умении его находить). Но растолковать это бабушке в деталях не получается. В конце концов это ваш ребенок. А она просто помогает (хоть и искренне спрашивает чем ей помочь и внимательно слушает пояснения).

Для подобных проблем больше давным давно придумали термин “агентская проблема”. И абсолютного решения так и не нашли.

А противопоставление product-ов и project-ов не имеет смысла.

Project-ы и product-ы — две приходящие бабушки, противопоставляющие себя друг другу.

Самоуверенно спорят кто лучше влияет на малыша. А бизнес, поглядывая недоверчиво на результат, пытается подобрать новые слова. Бирюзовый, бирюзовый, бирюзовая семья, родители, бабушка — бормочет он неуверенно.

Популярное